Организация Ролевых Игр по Хогвартсу Сириуса

Часть I. Гарри Поттер и Ролевые игры.

Посвящается МГ «Те-кого-нельзя-называть».

Не зря мы называем нашу жизнь игрой,
Где каждый сам – актер и зритель.
Второстепенный или главный ты герой, -
От одного тебя зависит!

Порой нам кажется, что мир несправедлив,
Что мы достойны лучшей доли!
Но демиург, весь мир и нас в нем сотворив,
Нас не лишил свободы воли.

Любой из нас – хозяин собственной судьбы,
Своих решений – каждый мастер.
Мы в подчинении, но мы ведь на рабы!
Вся наша жизнь лишь в нашей власти.

Спасибо вам – создатели иных миров!
Ваш дар поистине бесценен!
Вы дали жизни, приглашая игроков
Сыграть спектакль на новой сцене.


Глава 1.1. Ролевые игры.

Ролевая Игра – это спектакль без сценария и без зрителей. По каким же законам и для кого он играется?

По правилам Игры и для самих игроков. Речь идет совсем не обязательно о детях, для которых игры совершенно естественны. Взрослые также играют в игры. По сути, вся наша жизнь - это большая ролевая игра. При том одновременно каждый из нас исполняет несколько ролей. Можно быть дочерью, матерью, женой, сестрой (сыном, отцом, мужем, братом) одновременно. Мы по-разному ведем себя с нашими родителями, друзьями, сестрами/братьями, детьми. Приходя на работу, мы опять исполняем роль. Но это уже другой тип поведения. Впрочем, эти роли являются социальными и не осознаются ролями как таковыми. В то же время есть в нашей жизни место и самой настоящей игре. Флирт – отличный пример игры в жизни.

Любая игра – это и разрядка жизненной энергии, и вид отдыха, и тренировка перед серьезным делом, и упражнение в принятии решений, реализация стремлений к состязанию и соперничеству. Таковы лишь некоторые аспекты объяснения необходимости игры в жизнедеятельности человека.

Данная работа посвящена особому виду Игр. Зародилось Ролевое движение в Англии после II Мировой войны и было тесно связано с увлечением творчеством Дж.Р.Р. Толкиена. Первые ролевые игры проводились именно по его произведениям.

В нашей стране движение ролевых игр начало формироваться в конце 80-х - начале 90-х гг.

Еще в советские годы в пионерских лагерях проводились своеобразные ролевые игры — «зарницы». Затем начали возникать сети этнографических и историко-реконструкторских клубов.

В 1990 году впервые была издана большим тиражом эпопея «Властелин Колец» профессора Толкиена. Вслед за этой трилогией в страну хлынул поток литературы жанра фэнтези, прежде практически незнакомой российскому читателю. В России начали проводиться первые ролевые игры.

В 1990 г. под Красноярском была впервые проведена всесоюзная ролевая игра по произведениям Дж. Р.Р.Толкиена - «Хоббитские Игрища».

Первая ролевая игра была всего лишь досуговым развлечением для группы неформальной молодёжи, однако, время шло, усовершенствовались правила проведения игр, в движение приходили новые люди — шаг за шагом движение превращалось в мультикультурное молодёжное образование, включающее в себя людей разных субкультур.

Год за годом ролевое движение притягивает к себе все большее количество молодых людей и подростков. Возраст участников ролевого Движения колеблется в диапазоне от 10 до 70 лет, однако, основной возрастной контингент составляют молодые люди 15-30 лет.

Ролевая игра – это вид драматического действа, где нет жесткого сценария с четко прописанными диалогами героев, но есть общая концепция, задуманные еще до начала игры сюжетные линии, однако как именно они будут развиваться во время игры, заранее не знает никто. Все зависит от игроков, которые являются одновременно сценаристами, актерами и зрителями.

У каждого участника есть роль, ограниченная лишь общими сведениями о персонаже, о его прошлом, о его характере и целях. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведет себя, как хочет, играя за своего персонажа. То есть, роль являет собой начальную установку, характеризующую исходную ситуацию игры, задает логику поведения персонажа, но не определяет поступки на 100%.

Вместо режиссера Ролевой Игрой «управляет» мастер – демиург, создавший мир данной конкретной игры, смоделировавший внешние (по отношению к персонажам) условия. Также мастера отвечают за придание игровому процессу законченности и целостности единого художественного произведения, сохранение интереса игроков к игре и роли, разрешение конфликтных ситуаций, общую организацию игрового процесса и т.п.

Мир, в котором происходит действие игры, как правило, представляет собой вполне достоверную модель нормального мира. И не обязательно нашего. Из этого следует то, что в этом мире есть свои законы природы, действующие на все и всех в нем. На вас в том числе. И эти законы могут отличаться от действующих у нас. Далее в тексте будут употребляться два термина, связанные с миром игры: “по-жизни” и “по-игре”. По-жизненные действия, это те, которые совершаются в реальности, но не имеют места в игре. Действия “по-игре”, совершаются в мире игры. (Муравлянский Денис).


Ролевые Игры можно классифицировать различным образом: по количеству участвующих, по месту проведения и так далее. Ниже приведена одна из возможных классификаций.

Бывают игры ради самой игры (в данном случае «игра» - глагол). Например, «Бал XVIII века». На него собираются люди в костюмах, соответствующих тому времени и ведут себя так, как считают, должны себя вести люди на балу XVIII века. У такой игры может вообще отсутствовать видимая цель кроме воссоздания атмосферы бала XVIII века. У игроков нет никаких задач, поставленных мастерами. Конечно же, каждая леди при этом ставит перед собой задачу поразить всех своим шикарным платьем, специально сшитым для этого мероприятия. Кроме того, не пропустить ни одного танца.

На балу запросто могут развернуться неожиданные события: знакомства, начало романов, ссоры, даже дуэли! Но как таковых целей и задач такая игра может не содержать вообще.

Напряженность подобных игр не велика. Если сравнивать с компьютерными игрушками, можно привести в пример симулятор жизни «Sims», где нужно строить дома, создавать семьи и т.д.

Бывают такие игры:

«Представьте себе, что вы получаете вводную (распечатку с описанием роли), где написано: «Вы— белый медведь. Ваша задача — найти яйцо пингвина. У вас есть камень размером с кулак, и ещё вы краем уха слышали, что бакланы собираются улететь на юг». Итак, цель получена, пора действовать. Вы можете попробовать поговорить с пингвином: вдруг он типичный глупый пингвин и сам отдаст свое яйцо? Можно попробовать запугать пингвина или обменять яйцо на камень — а вдруг он ему нужен? Или, возможно, камень нужен не пингвину, а тому, кто может оказать воздействие на пингвина. Может, он хотя бы обменяет камень на рыбу, которую можно опять же обменять на яйцо. Кроме того, если вы знаете о планах бакланов, то эту информацию стоит продать. Можно поискать тех, кому будет важно знать про отлёт бакланов (а такие есть наверняка), можно что-нибудь истребовать у бакланов за молчание. Словом, стратегий для достижения целей очень много» (c) http://www.syntone.ru

Как видите, игроки здесь по большей части все же предоставлены сами себе, каждый решает свои задачи так, как считает нужным, но при этом присутствуют цели. Мастер следит за всем этим, направляет, регулирует, если в этом есть необходимость. Но при этом не обеспечивает каждую минуту жизнедеятельность или, точнее, игро-деятельность всех игроков.

Напряженность таких игр колеблется от совсем низкой до высокой. Если сравнить с компьютерными играми, то это будут квесты: «бродилки», «собиралки». Как выглядит квест? Вы смотрите на экран и видите что-то. Для начала – первый уровень. Там есть какие-то дома/комнаты/ящики и т.д. Вам нужно везде ходить, везде смотреть, все проверять и догадаться, что от вас тут требуется. Только в Ролевой игре в случае, если вы окажетесь подстрелены охотником при условии наличия такого персонажа, нельзя будет начать игру с начала… В той же роли. Тем и интересны ролевки, что со смертью по игре ничего не заканчивается. А в некоторых играх даже наоборот, только начинается.

Существует также другая разновидность игры, имеющая четкий сюжет, задуманный таким образом, что в любом случае игра закончится так, как придумал мастер. Впрочем, это не значит, что от игроков ничего не зависит. Окончаний можно быть несколько, но все вероятности просчитаны.

Данный вид РИ похож на «DOOM» или другую игру, где нужно пройти лабиринт, но тебе постоянно хотят помешать это сделать.

До начала игры ты можешь выбрать, кем играть, каким оружием пользоваться. И идти ты можешь не одним лишь путем, а разными, по дороге собирать различные бонусы, которые смогут помочь в решении основной задачи. Бонусы могут быть разнообразными, поэтому и решения единого нет. Но кем бы ты ни был, как бы ни шел, какие бы бонусы не собрал, что бы с тобой не случилось в пути, в кого бы ты ни превратился, в любом случае, придешь к чему-то вполне определенному, так как выход из лабиринта один. То есть дверь одна, но открыть ее можно также разными способами. Возможен также вариант, когда дверь и вовсе останется запертой. Все эти нюансы будут зависеть от игроков.

Напряженность таких игр обычно очень высокая. Под напряженностью я понимаю не только те события, от которых адреналин повышается в крови (атаки, нападения), но и более мирные действа, такие, как, например, лекции или экзамены. То есть, во время игры постоянно будут изменяться внешние условия, на которые игрокам необходимо реагировать. Время для отыгрышей как таковых, когда важно именно отыгрывать персонажа, есть, но его меньше, чем это было бы в двух предыдущих случаях.

Этот тип игр является наиболее интересным для нас, так как подходит для реализации в условиях реальных встреч Хогвартса Сириуса.

С одной стороны такая игра наиболее захватывающая, с другой – мало времени для того, чтобы вжиться в роль, чтобы играть – в смысле отыгрывать

О том, чем отличается Ролевая Игра от спектакля, о мастерах и игротехниках (помощниках мастера) применительно к третьему типу игр на примере сказки про Колобка:

Мастер создал мир игры. Придумал сам, взял за основу реальный или выдуманный писателем. Прописал законы мира (физические законы), придумал сюжет. Помогут мастеру реализовать задуманное игротехники. Они знают весь сценарий или только его часть, за исполнение которой отвечают. Они фактически являются ведущими игры. Теми самыми внешними обстоятельствами, которые свалятся на головы игрокам, из которых им придется выпутываться.

В игре по мотивам сказки про Колобка мастер сам сочинитель. Его нет на страницах книги.

Колобок – это игрок. А все остальные персонажи – игротехники.

Колобку сказано, что он из теста, что его слепили и испекли бабка с дедкой, он от них ушел, и оказался в лесу. Это его вводная. А дальше он может стоять всю игру на одном месте, и тогда ему не будет угрожать никакая опасность. А может пойти по тропинке… И встретить на своем пути игротехников, которые являются внешними обстоятельствами, и должен будет выпутаться из тех ситуаций, которые игротехники создадут на его голову (за неимением у колобка ничего другого).

У игротехников есть четкие инструкции от мастера. У игрока есть цель – дойти до конца и некое ограничение возможностей. В данном случае уже само то, что он – колобок – является ограничением. Он не может нападать, не убежит далеко, а потому должен постараться обмануть/перехитрить. Если он сможет подобрать нужный подход к персонажу, с которым столкнулся, значит сможет пройти дальше. Если нет, будет «съеден», то есть сойдет с дистанции, и игра для него в этой роли закончится.

Как я уже говорила, у игротехников есть четкие инструкции от мастера, при каких действиях игрока они должны «сдаться» - пропустить колобок дальше.

Если бы мы играли в РИ по колобку, то выглядело бы это так. Длинная лесная тропа. На разном расстоянии друг от друга вдоль тропы за кустами прячутся… игротехники: а именно: заяц, медведь, волк, лиса. У начала тропы стоит мастер и через определенное количество времени выпускает игроков-колобков. Колобки идут себе по тропе, периодически из-за кустов появляется тот или иной персонаж (то или иное препятствие), с которым нужно попытаться справиться.

Все знают, чем заканчивается сказка, но в игре все может быть не так. Одного колобка может съесть волк, другой колобок сможет перехитрить лису. Все будет зависеть от колобка, в смысла от игрока. Игротехник не должен ставить перед собой задачу во что бы то ни стало «съесть». Скорее наоборот. Дать возможность колобку уйти, но только не помогать, не подсказывать, конечно же.

Кроме того, что игра – это интересно, данный вид деятельности также является полезным, так как расширяет диапазон проявлений.

Ролевые Игры считаются одним из самых эффективных методов обучения, очень широко применяются в психологии.

Любая роль – это самовыражение, а также возможность приобрести реальный опыт. Когда игрок представляет известного ему персонажа - он, как правило, отыгрывает те из своих собственных личных качеств, которые, по его представлению, уместны у данного персонажа, плюс те личные качества, которые игроку хочется опробовать в роли - поскольку он не уверен, способен ли на подобное в реальной жизни. А игра - это все же условность, и в игре мы решаемся на многое такое, чего убоимся в реальной повседневной жизни. И тогда хорошо проведенная роль такого типа практически равноценна реальному испытанию, на которое игрок идет по своей воле и которое он во многом сам себе создает, пусть и в игровых условностях.

Не является ли, в таком случае, опасным играть отрицательные роли? Сыграть злодея в театре или кино – вовсе не значит расписаться в собственной безнравственности. В ролевках – то же самое. Когда сценарист выполняет свою работу, чтобы получились все герои, в том числе и отрицательные, автору сценария необходимо представить себя на месте персонажа, чтобы поступки его были логичны. Затем актер на сцене перевоплощается в «плохого», старается понять логику, наиболее точно показать характер.

В ролевой игре вы сценарист и актер в одном лице в режиме здесь и сейчас. Вы одновременно пишете и тут же отыгрываете свой сценарий. Ваш злодей – это не вы, это тот персонаж, которого вы играете. И точно также, как «заочный» сценарист, вы думаете, как бы поступил герой в той или иной ситуации, но в отличие от автора сценария, который записывает на бумагу, вы отыгрываете тут же. Именно отыгрываете, а не действуете согласно велению вашей души.

Впрочем, существует опасность увлечься, заиграться. «Дивные» - так называют людей, переставших отличать моделируемый мир от реального. Я не стала бы называть Ролевые игры опасным занятием, равно как и не стану никого убеждать в однозначной полезности данной деятельности. Ролевая игра дает множество возможностей, только от человека зависит, каким образом он сможет их использовать. Опыт, приобретенный в Ролевых Играх, может оказаться очень полезным в жизни, если не уходить в игрушки с головой, подменяя ими настоящее.

Content © Inoim Imoen
Design © Lance Lie
Hosted by uCoz